Но своеобразнее русской бани не было и нет, недаром слово «баня» в мире ассоциируется с прилагательным «русская».
Самое давнее упоминание о бане — в трудах Геродота. В 450 году до нашей эры он описал привычку скифов мыться в войлочном шатре, посреди которого устанавливался сосуд с водой. В него бросали раскаленные камни и парились. Банный ритуал новгородцев описан в «Повести временных лет» от лица апостола Андрея: «Удивительное видел я в Славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся ...и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие ... и до того себя добьют, что едва слезут, ...обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, ...и этим совершают омовенье себе, а не мученье».
Признание королевы
Первые общественные бани появились на Востоке. Древние греки во время Троянских войн так были ими восхищены, что стали строить такие же у себя. В Древнем Риме бани (термы) были возведены в культ и превратились в огромные центры с роскошным убранством, где парные и бассейны соединялись с залами для бесед и увеселений. Однако после падения Римской империи католическое духовенство запретило пользоваться банями, провозгласив ихдьявольским искушением. Королева Испании Иза¬белла Кастильская, например, признавалась, что за всю жизнь ее мыли дважды: при рождении и в день свадьбы. Средневековая Европа тонула в грязи, испытывая ужасы антисанитарии, — эпидемии чумы, холеры. Возрождение гигиенических процедур началось с посещения Петром I Амстердама, где он соорудил бани для своих солдат. А после 1812 года русская армия понастроила их во всех освобожденных от Наполеона европейских городах.
В отличие от Европы, Россия никогда не отказывалась от удовольствия побаниться. Вместо изобретения крепких духов, заглушающих зловоние тела, и стеков —длинных палочек, которыми европейская знать гоняла вшей и блох под пышными одеждами и париками, русские шли в парную. Горячий пар и хлесткий веник не выдерживало ни одно насекомое.
К бане русские привыкали с первого дня жизни. Роды почти всегда происходили именно в бане — самом стерильном месте крестьянской усадьбы. Парить детишек веничком начинали рано, а обмывая водой, приговаривали: «С гуся вода, с тебя худоба». И красотой, которой всегда славились, русские во многом обязаны именно банным процедурам. Распаренные, они натирались медом с солью, умащали кожу молоком, сметаной, маслом, волосы мыли яйцом и ржаным хлебом, обливались квасом и травяными отварами. Недаром пышущие здоровьем русские богатыри и красавицы вызывали удивление и зависть иноземцев.
«Заведения для немогущих»
В 1090 году монахи Киево-Печерского монастыря открыли первую каменную баню-лечебницу. Они научились врачевать недуги банными процедурами. По их примеру «заведения для немогущих» стали открываться повсеместно. Целебные свойства бани были настолько очевидны, что даже практиковавшие в России иностранные эскулапы признава¬ли «превосходство бань российских перед бывшими вдревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней...»
В последние годы интерес медиков к русской парной пробудился вновь, возобновились исследования, а врачи, использовавшие банные процедуры при лечении болезней, получили хорошие результаты: у больных гипертонией и ише-мической болезнью сердца давление приходило в норму, они переставали реагировать на капризы погоды.
Наши предки любили ароматный пар, поэтому в парной часто подвешивали букеты полевых цветов, устилали пол хвойными ветками или сеном, получая двойной эффект — и антисептический, и ароматерапевтический, и заодно массаж для ступней